Руснак Светлана, Мазур Борис
Международный Независимый Университет Молдовы
(Кишинэу, Республика Молдова)
Аннотация. Статья рассматривает разработку и валидацию Опросника «Политическая социализация». Опросник состоит из 55 вопросов и утверждений, которые образуют 11 шкал, позволяющих выявить социально-политические установки личности в следующих 4 категориях: 1) политическое сознание — политическое доверие, политические установки (в том числе степень интереса/безразличия к политической жизни); 2) политическая идентичность — гражданская (патриотизм, идентичность со своей страной и согражданами), идеологическая идентичность (степень приверженности традиционализму и градация коллективизм- индивидуализм), идентичность с конкретными политическими силами (форма социальной идентичности); 3) политическое участие — индивидуальное участие (готовность лично участвовать в политической жизни), электоральность (участие в выборах и связанные установки) и политическая интеракция (обсуждение политических тем в семье, среди знакомых, в интернете и т.д.); 4) институты политической социализации. Измеряется влияние тех или иных институтов в целом — семьи, образовательных учреждений, СМИ, социального окружения и политических партий; Агентов политической социализации — знакомых, известных экспертов, популярных мнений в сети интернет, политиков, журналистов и блоггеров. Также исследуется воздействие различных видов СМИ: интернет-блогов, ТВ, новостных интернет-СМИ, радио и бумажной прессы. Приведено описание валидации и апробации методики, проведенное в рамках исследования политической социализации молодежи на выборке, состоящей из 230 человек, преимущественно, студентов в возрасте 20-34 лет.
Ключевые слова: опросник, политическая социализация, институты политической социализации, политические установки, политическое доверие, политическая идентичность, СМИ, молодежь.